02.04.2017

Шины Yokohama - надежность и безопасность

08.01.2017

Компания Bridgestone выводит на российский авторынок легковые шины Firestone

10.06.2016

ГИБДД пытается вернуть контроль над техосмотром

все новости

На чём летает "малая авиация"?

По простому топливо для самолетов и вертолётов можно поделить на авиационный керосин и авиабензин - и именно о последнем и пойдёт речь. Данный вид топлива используется в поршневых авиадвигателях, устанавливаемых на воздушных судах, которые принято относить к "малой авиации". Несмотря на то, что в названии топлива фигурирует слово "бензин", от привычного автомобильного бензина оно отличается весьма сильно - причём не только ценой. Рассмотрим этот вопрос подробнее.

Какие нормативы на авиатопливо действуют в России?

Все действующие на данный момент на бензины авиационные требования конкретизирует ГОСТ 1012-2013 (введён вместо устаревшего советского 1012-72) - в первую очередь это касается его фракционного состава и комплекса физико-химических свойств. Из беглого сравнения с бензином обычным сразу же видно, что температура выкипания самой нелетучей фракции авиатопливасущественно ниже (~180°С против ~210°С) - это связано с жёсткими требованиями к испаряемости авиабензина при пониженном атмосферном давлении. Однако наибольшее практическое значение имеет другое: авиабензин в обязательном порядке содержит ядовитую присадку ТЭС (тетраэтилсвинец) в количестве до 2.5 грамм на килограмм топлива. Вызвано это спецификой эксплуатации авиадвигателей: они работают в более нагруженных условиях, с большим съёмом мощности с единицы массы - и поэтому нуждаются в дополнительной антифрикционной смазке, роль которой выполняет свинец, выделяющийся из ТЭС. Избавиться от наличия ТЭС нельзя, поскольку резко упадёт моторесурси вырастет показатель общей аварийности работы авиадвигателя.

К каким последствиям это приводит?

Если отмести в сторону "чистую экологию", то наличие ТЭС делает авиабензин чрезвычайно "неудобным" продуктом для отечественных НПЗ: из-за фракционного состава он требует отдельной производственной линии и не может "пересекаться" с бензином обычным даже на уровне тары, поскольку следы ТЭС в обычном бензине легко и необратимо выводят из строя катализатор в подсистеме нейтрализации автомобильного выхлопа. А поскольку суммарный тоннаж используемого по стране авиабензина несопоставимо мал относительно бензинов автомобильных, крупные отечественные НПЗ от производства авиатоплива отказываются (для справки: последняя большая производственная линия авиабензина была закрыта ещё в 2006-м году). 

вернуться назад