02.04.2017

Шины Yokohama - надежность и безопасность

08.01.2017

Компания Bridgestone выводит на российский авторынок легковые шины Firestone

10.06.2016

ГИБДД пытается вернуть контроль над техосмотром

все новости

Почему зимой гибнут аккумуляторы? И что делать в таком случае?

Аккумуляторы зимой испытывают очень высокие нагрузки. Как известно, чудо электричества в батарее получается благодаря реакции между свинцом и серной кислотой. Как и любая химическая реакция, реакция в аккумуляторе сильно зависит от температуры батареи: чем ниже температура, тем хуже протекает реакция. Поэтому зимой с аккумуляторами происходят «казусы»: то пускового тока не хватает на запуск двигателя, то батареи на один запуск хватает, а на второй через некоторое время уже нет. К тому же масло и топливо становится гуще, двигатель для запуска вращать сложнее и дольше.

 battery analyzerЧто выводит из строя аккумуляторные батареи?

Есть несколько основных причин выхода из строя аккумуляторов. Основная причина – сульфатация. Это нормальный процесс, который происходит в процессе разрядки аккумулятора. Когда батарея заряжается, сульфаты растворяются. Но для полного растворения сульфатов нужны определенные режимы зарядки, которые автомобильные генераторы и обычные зарядные устройства не могут обеспечивать. Постепенно пластины покрываются слоем нерастворимых сульфатов, емкость падает и батарея приходит в негодность. В большинстве случаев сульфатация обратима.

Проблема сульфатации особенно актуальна в зимнее время. На запуск «холодного» двигателя требуется больше тока, который из-за того, что аккумулятор холодный, очень часто не восполняется полностью. В результате батарея постоянно стоит разряженной и сульфаты «уплотняются».

Постоянно разряженная в мороз батарея имеет еще одно опасное последствие. Когда аккумулятор разряжается, падает плотность кислоты, т.е. кислота превращается в сульфат свинца и в воду. А что делает вода зимой? При плотности кислоты в аккумуляторе 1,28 г/см3 температура замерзания составляет -65 градусов Цельсия. Когда плотность падает до 1-1,1 г/см3, температура замерзания падает до -5 градусов. Т.е. разряженный аккумулятор может очень легко «замерзнуть» и батарею или отдельные банки «разорвет» замерзшая вода. Самая малая потеря при замерзании электролита – частичное разрушение пластин (осыпание).

Что делать?

Из описанного выше можно понять, что сульфатация, замерзание, и старение аккумуляторов – связанные между собой события. Если избежать хранения аккумулятора в разряженном состоянии, можно избежать «хронической» сульфатации и прочих последствий. Даже аккумуляторы, которые уже плоховато держат заряд, можно реанимировать.

Если в аккумуляторе нет физических разрушений, то нужно произвести две операции: вернуть кислоте изначальную плотность и растворить слаборастворимые сульфаты. Наиболее ярким примером устройств для такой реанимации являются шведские зарядные устройства CTEK. Алгоритм их работы с аккумулятором состоит из 7-9 этапов, на каждом из которых осуществляется постепенная зарядка аккумулятора именно в том режиме, который является оптимальным.

Например, для глубоко-разряженных аккумуляторов зарядка начинается с импульсного этапа, на котором слаборастворимые сульфаты «рыхлятся». Обычные зарядки такого режима не могут обеспечить: они пытаются растворять сульфаты постоянным током, но растворяется только часть сульфатов, и зарядное показывает, что батарея заряжена, хотя заряда вряд ли хватит даже на пару запусков. Профилактическое «рыхление» сульфатов будет полезно любому аккумулятору, который долго и исправно работает на автомобиле.

Есть в зарядках CTEK режим поддержания заряда. Такой алгоритм работы рассчитан на хранение аккумуляторов (например, перед продажей) или для профилактической зарядки батарей автомобилей и техники, находящейся на хранении. Свинцовый аккумулятор подвержен саморазряду, который усиливается при работе, допустим, часов, сигнализации, иммобилайзера, а за саморазрядом следуют и все остальные сложности, которые описывались выше.

И напоследок, несколько советов:

  • Свинцовый аккумулятор всегда должен быть заряжен;
  • Аккумуляторы лучше покупать в магазинах (т.е. чтобы они хранились в отапливаемом помещении);
  • Ни в коем случае не покупайте разряженный аккумулятор;
  • Для зарядки севших аккумуляторов или профилактики рабочих аккумуляторов используйте устройства с микропроцессорным управлением. В идеале – устройства марки CTEK.

вернуться назад